Как правильно тормозить на роликовых коньках?


Скорость, которую можно развить на роликовых коньках, достигает 40 км/ч и более. Центр тяжести находится достаточно высоко, поэтому коэффициент опасности падения здесь значительно выше, чем при езде на мотоцикле или на автомобиле. Умение изменять положение своего центра тяжести — один из основных навыков, которые необходимо освоить для достижения эффективного и безопасного торможения.

На всех роликовых коньках присутствует базовая система. Она представляет собой рычаг с колодками и располагается позади пластины с колесами, в области пятки. Штатный тормоз не мешает стандартному катанию, но не подходит для выполнения трюков. Опытные роллеры предпочитают обходиться без него. Чтобы остановиться с помощью штатного тормоза, нужно:

  • слегка выставить вперед тормозящую ногу, перенеся вес тела на опорную;
  • выпрямить ногу со штатником;
  • слегка приподнять носок.

Угол наклона стопы меняется и тормозной рычаг начинает соприкасаться с покрытием. Под воздействием силы трения скорость движения постепенно снижается до полной остановки. Чтобы во время торможения не упасть навзничь, на рычаг следует нажимать плавно. Для подстраховки лучше слегка наклонить корпус вперед и выставить руки перед собой ладонями вниз. Такая техника только на первый взгляд выглядит просто, однако от роллера требуется отличная координация, быстрая реакция и умение держать равновесие.

Важно! Перед катанием проверяйте состояние колодок. Регулярное трение об асфальт неизбежно приводит к их стиранию, и тормозить на роликах становится сложнее.

Техничные способы торможения

Чтобы научиться останавливаться на роликах, желательно тренироваться на широкой горке с небольшим уклоном, которая заканчивается безопасным пологим участком. Правильная стойка: корпус наклонен вперед, колени согнуты, расстояние между роликами не превышает ширины кулака.

Т-стоп

Основное преимущество этого способа в том, что для его использования не требуется широкого пространства. Роллеру не нужно маневрировать, поскольку торможение происходит при движении по прямой. Прежде чем осваивать Т-стоп, роллеру необходимо научиться устойчиво кататься на одной ноге.

Для отработки торможения:

  • немного разгонитесь и быстро встаньте на один ролик,
  • перенесите вес тела на опорную ногу, а другую отведите назад,
  • опустите тормозящий конек на асфальт, поставив колеса строго перпендикулярно движению направлению движения,
  • плавно переносите вес тела с опорной ноги на тормозящую.

Новички часто допускают характерные ошибки. Они ставят тормозящий конек неперпендикулярно, от чего ролик начинает вести в сторону, недостаточно сгибают опорную ногу или резко опираются на тормозящую и в результате теряют равновесие.

V-стоп

Один из самых безопасных способов остановки, позволяющий регулировать скорость движения. Чтобы затормозить плугом нужно широко расставить ноги носками внутрь и сделать упор на пятки. Корпус слегка наклонен вперед. Колени немного согнуты. Руки вытянуты перед собой. Регулируя угол между стопами можно менять скорость движения до полной остановки.

Power-стоп

Относится к продвинутому уровню роллерской техники. Помимо эффективного способа остановки, это еще и очень зрелищный трюк. Торможение производится при быстром развороте в движении назад.

Нужно перенести вес тела на одну ногу и низко присесть на ней. Свободный ролик выставляется вперед с таким расчетом, чтобы с началом торможения все колеса одновременно коснулись асфальта. Чем выше скорость, тем ниже надо приседать и дальше выставлять тормозящую ногу. Ролик располагается под максимальным наклоном, чтобы колеса могли проскальзывать. Корпус должен быть сильно отклонен назад по ходу движения.

Чтобы остановиться, нужно с усилием упереться колесами тормозящей ноги в асфальт, уменьшая угол между роликом и покрытием. При правильном выполнении вы сможете быстро остановиться. В процессе вы ощутите, как усиливается сцепление конька с поверхностью.

Способы торможения с низкой скорости не так эффективны, как на высокой. Прежде чем ими воспользоваться, необходимо будет замедлиться с помощью слалома или движения Т-стопом.

Торможение вращением

Суть этой техники торможения состоит в трансформации линейного движения во вращательное, т.е. траектория конька проходит не по прямой, а по дуге. В процессе роллер делает несколько оборотов вокруг своей оси. Способ часто используется при торможении на горке.

Двигаясь на низкой скорости, роллер начинает поворот по кругу с радиусом не больше 1 м. Корпус наклонен в сторону поворота. Ноги слегка согнуты в коленях. Радиус вращения постепенно уменьшается.

Торможение переступанием

При освоении этой техники важно учесть две вещи. Во-первых, не стоит слишком сильно разгоняться, иначе вы упадете на бок. Во-вторых, во время выполнения маневра ноги нужно ставить строго перпендикулярно ходу движения. В противном случае вас поведет в сторону.

Присядьте на одну ногу, вторую — выставьте вперед, как будто собираетесь сделать «пистолетик». Ролик тормозящей ноги опустите перпендикулярно направлению движению пяткой внутрь. Если конек развернут правильно, колеса не должно вести в сторону. Для окончательной остановки перенесите вес тела на тормозящую ногу, а вторую переставьте вперед. Следите, чтобы стопы были параллельными. Это погасит остаточную инерцию.

Parallel-стоп

Это один из самых сложных способов остановки. Он известен он как торможение по-хоккейному. Роллер на скорости быстро поворачивает оба конька перпендикулярно движению и скользит боком до полной остановки. Маневр выглядит быстрым и эффектным, но выполняется в несколько этапов.

В отличие от ледовых коньков для хоккея, ролики значительно сложнее повернуть на скорости под прямым углом. Для этого их сначала вводят в поворот, выдвинув одну ногу вперед на длину конька. Затем делают полуоборот в сторону ведущей ноги и резко меняют направление на противоположное. Ролики останавливаются в направлении перпендикулярном изначальному ходу движения. Полуобороты выполняются по очень маленькому радиусу (не более 40 см).

Из-за инерции колеса могут проскальзывать боком. В отличие от хоккейных коньков, срезающих лед и жестко упирающихся в него, ролики намного хуже сцепляются с покрытием. Чтобы не упасть при проскальзывания колес, нужно опереться на одну ноге, а вторую - согнуть в колене и отвести назад как можно дальше для подстраховки на случай потери равновесия.

Нетехничные методы торможения

В чрезвычайных ситуациях не всегда есть возможность остановиться по правилам. В таком случае придется действовать так, чтобы свести ущерб к минимуму.

Экстренное торможение на роликах выполняется следующими способами:

  1. Падение на ягодицы (ass-stop). Предполагает группировку туловища, при которой локти сгибаются в локтях, а роллер резко садится на корточки. Стопы и колени широко разведены в стороны.
  2. Выбегание на газон (grass-stop). Если во время катания по треку вы потеряли контроль над коньками, нужно резко повернуть в сторону и выскочить на траву.
  3. Остановка о защиту. Для этого подойдет любая конструкция, за которую можно ухватиться: столб, стена, рекламный щит, скамейка и т.д. При торможении о вертикальную поверхность, например, к ней надо подъезжать под острым углом. Прямое столкновение гарантированно приведет к травме.
  4. Если обстановка изменилась слишком внезапно и у вас не остается времени на выбор способа торможения, лучше просто упасть на защиту. Не стоит переживать за наколенники или шлем, даже если на них появится царапина или трещина. Дополнительные расходы - мелочь по сравнению с возможными травмами. Во время падения всегда сгибайте локтевые и коленные суставы и старайтесь приземлиться на максимально возможное согнутыми, стремясь приземлиться на как можно больше точек опоры (за исключением головы).

Нетехничные методы позволят вам останавливаться практически, мгновенно. Однако насколько хорошо бы вы ими ни овладели, экстренное остановки торможение травмоопасно по определению. Никогда нельзя быть уверенным, что оно пройдет без последствий. Поэтому, старайтесь как можно реже прибегать к нему.

Нюансы торможения на разной скорости

Способ остановки на роликовых коньках без тормозов следует выбирать, отталкиваясь от скорости движения:

  • низкая. В этом случае риск потерять равновесие минимален. Попробуйте тормозить Т-способом или метод вращения;
  • средняя. Для этой ситуации также подойдет Т-способ или плуг;
  • высокая. Научиться тормозить во время скоростной езды могут только опытные роллеры, владеющие Power-, Parallel-стопом и другими продвинутыми техниками.

Полезные советы от Rollbay.ru

Начинайте отрабатывать технику торможения на ровной площадке и только потом переходите к спускам.

Если чувствуете себя на роликах неуверенно — первые пару занятий проведите с тренером.

Если вы катаетесь на квадах, техники торможения для инлайн-роликов вам не подойдут. Исключение составляют экстренные. На квадах тормозят, надавливая на носок.

Мы рекомендуем освоить как можно больше способов торможения. Так вы будете подготовлены к любой внезапной ситуации.