Как выбрать самокат?


Увлечение здоровым образом жизни сделало самокаты одними из самых популярных транспортных средств для активного отдыха и передвижения по городу. Взрослые и дети ездят на них на работу или учебу, катаются в парках, выполняют головокружительные трюки. Производители самокатов предлагают огромный выбор моделей на любой вкус и кошелек.

Из истории самокатов

Единого мнения о времени изобретения этого транспортного средства пока не сложилось. Некоторые фанатики умудряются разглядеть самокаты даже не древнеегипетских фресках, однако большинство экспертов датируют появление первых прототипов концом XVIII — началом XIX вв. По одной из версий, самокат появился в 1761 г. в Германии, когда мастер каретного дела Михаэль Касслер приделал колеса к доске, на которой можно было сидеть и катиться, поочередно отталкиваясь ногой. Руль в такой конструкции не предусматривался, поэтому к самокатам ее можно отнести только условно.

Другая версия приписывает первенство изобретения Карлу фон Дрезу (Германия), который в 1817 г. спроектировал конструкцию с рулем, соединенным стойкой с передним колесом. Новое транспортное средство назвали дрезиной от имени создателя. Она оказалась чрезвычайно популярной, и ее модификации быстро распространились по всей Европе. Внешне первый самокат напоминал велосипед без педалей: длинная деревянная рама, 30-дюймовые колеса, вес 30 кг.

В конце XIX в. на жестких ободах появились резиновые камеры с покрышками. Пользоваться самокатом стало гораздо удобнее. В 1915 г. в США появились первые самокаты с электродвигателем, но мода на них не прижилась. Технологии того времени не позволяли создать сравнительно легкий и емкий аккумулятор. Электросамокат весил много, но при этом имел малый запас хода.

Конструкция совершенствовалась на протяжении всего XX в. Самокат становился все более компактным: уменьшились колеса, исчезло седло, рама опустилась вниз. Теперь на нее нужно было становиться одной ногой, а второй отталкиваться от земли. Новый всплеск интереса к самокатам произошел в послевоенные годы. Удобный недорогой транспорт был доступен большинству. Проводились даже массовые соревнования по катанию на самокатах.

В 90-х появились модели с колесами от скейта, кикборды, и вместе с ним пришла новая техника катания. Направление движения меняли не столько поворотом руля, сколько наклоном тела. Немного позднее швейцарец Вим Оуботер придумал складной механизм. Японцы, а вслед за ними и весь мир, быстро оценили преимущества компактных самокатов, которые собирались в трость и занимали минимум места при хранении или транспортировке.

Сегодня можно найти в продаже самокаты любой конструкции. Кроме того, умельцы-любители собирают из запчастей кастомные модели. Выбор ограничен только фантазиями и финансовыми возможностями заказчика.

Конструкция самоката

Несмотря на разнообразие вариантов, ключевые узлы во всех моделях одни и те же.

Самокат состоит:

  • из деки – планки, служащей опорой для ноги;
  • 2–4 колес – передние соединены с рулевой стойкой и могут поворачиваться, а задние жестко зафиксированы и оборудованы тормозом;
  • руля – может иметь различную форму и регулироваться по высоте;
  • рамы – соединяет все узлы;
  • штатного тормоза – может быть ручным и ножным.

Большинство моделей оснащено складным механизмом. Производители самокатов могут дополнительно устанавливать:

  • амортизаторы;
  • складную подножку;
  • сигнальный звонок;
  • наплечный ремень для переноски;
  • крепление для фонаря;
  • подсветку колес и деки;
  • акселератор, регулирующий скорость электросамокатов;
  • ЖК-экран, на который выводится информация о скорости, длине пути, заряде батареи.

Дека бывает:

Цельной Разборной Гибкой
Неотделима от рамы, самый надежный и прочный вариант. Жестко фиксируется крепежом, при необходимости может быть заменена. Деревянная платформа подвешивается на пружины к металлическому каркасу. Хорошо амортизирует на неровной поверхности, но требует значительных усилий при отталкивании.

Сверху к планке крепят антискользящую накладку из резины или плотной наждачной бумаги.

Рамы для самокатов изготавливают из различных материалов:

  • алюминий — легкий, коррозиестойкий, но не слишком прочный металл;
  • сталь — надежный экономичный вариант, минусом является большой вес;
  • сплав с включением магния — легкий долговечный материал, выдерживающий большие нагрузки, однако имеет высокую стоимость.

Как определить оптимальную длину деки?

Размеры площадки для ног варьируются в зависимости от модели самоката. Короткая дека (30–40 см) соответствует длине стопы. Она обеспечивает большую маневренность на ограниченном пространстве. На ней легче передвигаться по узких улицам и в толпе, а также выполнять трюки. Однако управлять самокатом с такой декой сложнее, а риск потери равновесия выше.

На средней площадке (40–60 см) полностью умещается опорная нога и пальцы толчковой. Пятка же располагается над тормозом. На самокате со средней декой проще держать равновесие, и можно быстро остановиться, поэтому его рекомендуют для новичков.

На моделях с длинной площадкой (до 100 см) можно свободно поставить обе ноги или разместиться вдвоем с ребенком. Обычно такими деками оборудуют электросамокаты, чтобы пользователю было удобнее катиться. На них не нужно периодически отталкиваться, а держать ногу все время на весу утомительно.

Деки различаются не только длиной и шириной, но и расположением относительно земли. Чем выше клиренс, тем проще преодолевать неровности поверхности. Однако возрастает нагрузка на опорную ногу, поскольку пользователю приходится ниже приседать при отталкивании.

Виды самокатов

Все многообразие моделей можно классифицировать по 3 группам:

  • городские (для прогулочного катания);
  • спортивные (для выполнения трюков);
  • дертовые (внедорожники).

Городские

Такие самокаты компактны, оснащены складным механизмом, сравнительно узким рулем (30–35 см) и широкими колесами, которые обеспечивают комфортное катание по тротуарной плитке или брусчатке. По неровному покрытию комфортнее всего ехать на городских моделях с амортизаторами.

На самокаты бренда «Шульц» устанавливаются оригинальные складные системы, позволяющие менять положение рулевой стойки одним движением. Достаточно нажать специальную кнопку или опустить зажим. Взрослые городские модели рассчитаны на вес до 100 кг и обычно имеют диаметр колес 120–250 мм. Они устойчивы, нетребовательны к типу покрытия, но не предназначены для катания на большой скорости.

Спортивные самокаты

Отличаются малым весом, высокой маневренностью и большой прочностью. Они используются для выполнения сложных трюков на спортплощадках или гоночных трассах с ровным покрытием.

На таких самокатах обычно стоит алюминиевая рама. Ширина руля составляет 50–55 см, а диаметр колес не превышает 125 мм. На спортивном самокате не нужно преодолевать ямы и бордюры. Здесь важны такие характеристики, как отзывчивость, управляемость, радиус поворота.

Дизайн спортивных моделей минималистичен. На них нет ни одной лишней детали, отсутствуют даже амортизаторы. За счет этого удается получить легкий и одновременно прочный снаряд.

Дерт-самокаты

Предназначены для езды по пересеченной местности. Благодаря высокой проходимости, они уверенно чувствуют себя на грунте, трассах с крутыми подъемами и спусками, трамплинах. Внедорожники оборудованы цельной усиленной рамой. Широкие надувные колеса с мощными протекторами обеспечивают отличную проходимость и амортизацию. Руль в таких моделях не регулируется. Катание на дерт-самокате требует значительных усилий.

Кикборд

Представляет собой комбинацию самоката и скейта. Он имеет три колеса: одно сзади + два спереди, за счет этого более устойчив. Им проще управлять. Самокат чувствителен к нажиму ноги. Однако большой радиус поворота снижает его маневренность. Большинство производителей кикбордов ограничиваются детскими самокатами, хотя встречаются модели и для подростков.

Футбайк

Еще один гибрид, на этот раз самоката и велосипеда, только на месте педалей находится дека. Его отличают большая рама и наличие амортизирующей вилки. Руль такой же, как у велосипеда. Диаметр колес может доходить до 29 дюймов. Различные модели футбайков используются для городского катания, даунхилла или кросс-кантри. Любители отмечают их высокую скорость, хорошую проходимость и ремонтопригодность. Многие велосипедные запчасти совместимы с футбайками.

Трайк (тридер)

Это разновидность 3-колесного самоката. Его отличительной особенностью являются 2 укороченные деки для каждой ноги. Реже встречаются варианты с поперечным расположением планки, опирающейся на 2 рамы. Трайки относят к инерционным средствам передвижения. На них можно катиться, не касаясь земли. В стандартной комплектации они оборудованы 2 ножными тормозами. Для более удобного управления они могут дублироваться ручными.

Электросамокат

Современные модели стали значительно легче и быстроходнее своих предшественников. В среднем они развивают скорость 25–35 км/ч, а запас их хода может доходить до 40 км. Однако есть модели, разгоняющиеся до 90 км/ч и проезжающие до 150 км без подзарядки. На гибридных версиях помимо литиево-ионных аккумуляторов установлен ДВС, работающий на бензине. Электросамокаты оптимальны для передвижения по городу на большие расстояния. Они позволяют избегать пробок и подъезжать прямо к двери.

Модели просты в управлении. Скорость регулируется интенсивностью нажатия на курок. Для более безопасной остановки задний ножной тормоз дублируется передним ручным. Батареи находятся во влагонепроницаемом корпусе, поэтому самокатом можно пользоваться в любую погоду.

Наличие автоматической тормозной системы E-ABS повышает безопасность на мокром или скользком покрытии. Некоторые модели оборудованы сиденьями для большего комфорта пользователя.

Сигвей

Это средство передвижения также можно отнести к разновидностям электросамоката. В отличие от классических моделей у сигвея дека между колесами расположена не продольно, а поперечно. В центре ее находится рулевая стойка. Внутри устройства размещены микропроцессоры, получающие сигналы от чувствительных жидких и гироскопических датчиков. Пользователь стоит на планке обеими ногами и управляет сигвеем, меняя положение тела. Движение вперед, назад и в сторону производится наклонами корпуса в соответствующем направлении.

На что обратить внимание при выборе?

Новичкам следует в первую очередь определиться со стилем и местом катания. Самокат для езды по городу не подойдет для трюков или застрянет на бездорожье, а на громоздком дерте будет неудобно добираться в офис.

Кроме того, необходимо обратить внимание на допустимую нагрузку. Большинство детских самокатов рассчитаны на вес до 50 кг, а подростково-взрослых — на 100 кг. Модели повышенной прочности способны выдержать 120 или даже 150 кг.

Скорость и маневренность самоката зависит от типа колес и класса точности подшипников. Обычно на городских и трюковых моделях стоят жесткие полиуретановые колеса. Они позволяют развивать высокую скорость, устойчивы к истиранию, не боятся проколов, но плохо амортизируют. Если вы предпочитаете плавную езду без особого разгона, выбирайте самокаты с надувными или резиновыми колесами, обеспечивающими хорошее сцепление с покрытием.

kak-vybrat-tryukoviy-samokat kak-vybrat-tryukoviy-samokat

Подшипники для скоростного катания должны иметь класс точности ABEC 7-9. Для прогулок достаточно ABEC 3 или 5. Учтите, что степень износа подшипника обратно пропорциональна его качеству. Высокая точность обработки металла и наличие резиновых пыльников-уплотнителей, эффективно защищающих от загрязнений, увеличивают срок службы детали. Такой подшипник меньше расшатывается и засоряется.

Обращайте внимание на регулировку руля. В моделях с точной системой он выдвигается на нужную длину и зажимается хомутом. Диапазон регулировок не ограничен, но на недорогих моделях механизм требуется периодически проверять и подтягивать.

Если вы собираетесь кататься на большой скорости, выбирайте самокат, оборудованный не только ножным, но и ручным тормозом. Работать обоими немного сложнее, чем одним, зато они действуют более эффективно.

Покупая самокат для маленького ребенка, ищите модели на вырост. Их можно эксплуатировать до 6 лет и далее, пока позволяет вес ребенка. Убедитесь, что выбранный самокат не слишком велик и тяжел. Иначе ребенок не сможет справиться с ним и потеряет интерес к катанию. Для маленьких детей лучше взять более устойчивые самокаты на 3 колесах. К 6 годам ребенок обычно уже хорошо держит равновесие и может кататься на 2-колесных моделях.

Полезные советы от Rollbay.ru

Выбирайте самокаты известных брендов. Серьезные производители дорожат своей репутацией и используют качественные комплектующие.

Не пытайтесь отрабатывать спортивные трюки на складных моделях. Их механизм не рассчитан на такие нагрузки и может подвести вас в самый опасный момент.

Для лучшего сцепления с покрытием выбирайте мягкие колеса (78А–82А). На ровной поверхности лучше использовать жесткие (вплоть до 97А). Они прослужат вам гораздо дольше.

Для малышей и дошкольников очень удобны модели с подсветкой колес. Дети с большим удовольствием катаются на таких самокатах, а родителям легче следить за ребенком.

Хотите узнать больше о типах самокатов и получить профессиональные рекомендации по их выбору? Задайте свои вопросы экспертам Rollbay.ru.