Как выбрать самокат?
![](/image/catalog/read/kak-vybrat-samokat/kak-vybrat-samokat-1.jpg)
Увлечение здоровым образом жизни сделало самокаты одними из самых популярных транспортных средств для активного отдыха и передвижения по городу. Взрослые и дети ездят на них на работу или учебу, катаются в парках, выполняют головокружительные трюки. Производители самокатов предлагают огромный выбор моделей на любой вкус и кошелек.
- Из истории самокатов
- Конструкция самоката
- Как определить оптимальную длину деки?
- Виды самокатов
- На что обратить внимание при выборе?
- Полезные советы от Rollbay.ru
Из истории самокатов
Единого мнения о времени изобретения этого транспортного средства пока не сложилось. Некоторые фанатики умудряются разглядеть самокаты даже не древнеегипетских фресках, однако большинство экспертов датируют появление первых прототипов концом XVIII — началом XIX вв. По одной из версий, самокат появился в 1761 г. в Германии, когда мастер каретного дела Михаэль Касслер приделал колеса к доске, на которой можно было сидеть и катиться, поочередно отталкиваясь ногой. Руль в такой конструкции не предусматривался, поэтому к самокатам ее можно отнести только условно.
![](/image/catalog/read/kak-vybrat-samokat/kak-vybrat-samokat.jpg)
Другая версия приписывает первенство изобретения Карлу фон Дрезу (Германия), который в 1817 г. спроектировал конструкцию с рулем, соединенным стойкой с передним колесом. Новое транспортное средство назвали дрезиной от имени создателя. Она оказалась чрезвычайно популярной, и ее модификации быстро распространились по всей Европе. Внешне первый самокат напоминал велосипед без педалей: длинная деревянная рама, 30-дюймовые колеса, вес 30 кг.
В конце XIX в. на жестких ободах появились резиновые камеры с покрышками. Пользоваться самокатом стало гораздо удобнее. В 1915 г. в США появились первые самокаты с электродвигателем, но мода на них не прижилась. Технологии того времени не позволяли создать сравнительно легкий и емкий аккумулятор. Электросамокат весил много, но при этом имел малый запас хода.
Конструкция совершенствовалась на протяжении всего XX в. Самокат становился все более компактным: уменьшились колеса, исчезло седло, рама опустилась вниз. Теперь на нее нужно было становиться одной ногой, а второй отталкиваться от земли. Новый всплеск интереса к самокатам произошел в послевоенные годы. Удобный недорогой транспорт был доступен большинству. Проводились даже массовые соревнования по катанию на самокатах.
В 90-х появились модели с колесами от скейта, кикборды, и вместе с ним пришла новая техника катания. Направление движения меняли не столько поворотом руля, сколько наклоном тела. Немного позднее швейцарец Вим Оуботер придумал складной механизм. Японцы, а вслед за ними и весь мир, быстро оценили преимущества компактных самокатов, которые собирались в трость и занимали минимум места при хранении или транспортировке.
Сегодня можно найти в продаже самокаты любой конструкции. Кроме того, умельцы-любители собирают из запчастей кастомные модели. Выбор ограничен только фантазиями и финансовыми возможностями заказчика.
Конструкция самоката
Несмотря на разнообразие вариантов, ключевые узлы во всех моделях одни и те же.
Самокат состоит:
- из деки – планки, служащей опорой для ноги;
- 2–4 колес – передние соединены с рулевой стойкой и могут поворачиваться, а задние жестко зафиксированы и оборудованы тормозом;
- руля – может иметь различную форму и регулироваться по высоте;
- рамы – соединяет все узлы;
- штатного тормоза – может быть ручным и ножным.
Большинство моделей оснащено складным механизмом. Производители самокатов могут дополнительно устанавливать:
- амортизаторы;
- складную подножку;
- сигнальный звонок;
- наплечный ремень для переноски;
- крепление для фонаря;
- подсветку колес и деки;
- акселератор, регулирующий скорость электросамокатов;
- ЖК-экран, на который выводится информация о скорости, длине пути, заряде батареи.
Дека бывает:
Цельной | Разборной | Гибкой |
---|---|---|
Неотделима от рамы, самый надежный и прочный вариант. | Жестко фиксируется крепежом, при необходимости может быть заменена. | Деревянная платформа подвешивается на пружины к металлическому каркасу. Хорошо амортизирует на неровной поверхности, но требует значительных усилий при отталкивании. |
Сверху к планке крепят антискользящую накладку из резины или плотной наждачной бумаги.
Рамы для самокатов изготавливают из различных материалов:
- алюминий — легкий, коррозиестойкий, но не слишком прочный металл;
- сталь — надежный экономичный вариант, минусом является большой вес;
- сплав с включением магния — легкий долговечный материал, выдерживающий большие нагрузки, однако имеет высокую стоимость.
Как определить оптимальную длину деки?
Размеры площадки для ног варьируются в зависимости от модели самоката. Короткая дека (30–40 см) соответствует длине стопы. Она обеспечивает большую маневренность на ограниченном пространстве. На ней легче передвигаться по узких улицам и в толпе, а также выполнять трюки. Однако управлять самокатом с такой декой сложнее, а риск потери равновесия выше.
На средней площадке (40–60 см) полностью умещается опорная нога и пальцы толчковой. Пятка же располагается над тормозом. На самокате со средней декой проще держать равновесие, и можно быстро остановиться, поэтому его рекомендуют для новичков.
На моделях с длинной площадкой (до 100 см) можно свободно поставить обе ноги или разместиться вдвоем с ребенком. Обычно такими деками оборудуют электросамокаты, чтобы пользователю было удобнее катиться. На них не нужно периодически отталкиваться, а держать ногу все время на весу утомительно.
Деки различаются не только длиной и шириной, но и расположением относительно земли. Чем выше клиренс, тем проще преодолевать неровности поверхности. Однако возрастает нагрузка на опорную ногу, поскольку пользователю приходится ниже приседать при отталкивании.
![](/image/catalog/read/kak-vybrat-samokat/kak-vybrat-samokat-2.jpg)
Виды самокатов
Все многообразие моделей можно классифицировать по 3 группам:
- городские (для прогулочного катания);
- спортивные (для выполнения трюков);
- дертовые (внедорожники).
Городские
Такие самокаты компактны, оснащены складным механизмом, сравнительно узким рулем (30–35 см) и широкими колесами, которые обеспечивают комфортное катание по тротуарной плитке или брусчатке. По неровному покрытию комфортнее всего ехать на городских моделях с амортизаторами.
На самокаты бренда «Шульц» устанавливаются оригинальные складные системы, позволяющие менять положение рулевой стойки одним движением. Достаточно нажать специальную кнопку или опустить зажим. Взрослые городские модели рассчитаны на вес до 100 кг и обычно имеют диаметр колес 120–250 мм. Они устойчивы, нетребовательны к типу покрытия, но не предназначены для катания на большой скорости.
Спортивные самокаты
Отличаются малым весом, высокой маневренностью и большой прочностью. Они используются для выполнения сложных трюков на спортплощадках или гоночных трассах с ровным покрытием.
На таких самокатах обычно стоит алюминиевая рама. Ширина руля составляет 50–55 см, а диаметр колес не превышает 125 мм. На спортивном самокате не нужно преодолевать ямы и бордюры. Здесь важны такие характеристики, как отзывчивость, управляемость, радиус поворота.
Дизайн спортивных моделей минималистичен. На них нет ни одной лишней детали, отсутствуют даже амортизаторы. За счет этого удается получить легкий и одновременно прочный снаряд.
Дерт-самокаты
Предназначены для езды по пересеченной местности. Благодаря высокой проходимости, они уверенно чувствуют себя на грунте, трассах с крутыми подъемами и спусками, трамплинах. Внедорожники оборудованы цельной усиленной рамой. Широкие надувные колеса с мощными протекторами обеспечивают отличную проходимость и амортизацию. Руль в таких моделях не регулируется. Катание на дерт-самокате требует значительных усилий.
Кикборд
Представляет собой комбинацию самоката и скейта. Он имеет три колеса: одно сзади + два спереди, за счет этого более устойчив. Им проще управлять. Самокат чувствителен к нажиму ноги. Однако большой радиус поворота снижает его маневренность. Большинство производителей кикбордов ограничиваются детскими самокатами, хотя встречаются модели и для подростков.
Футбайк
Еще один гибрид, на этот раз самоката и велосипеда, только на месте педалей находится дека. Его отличают большая рама и наличие амортизирующей вилки. Руль такой же, как у велосипеда. Диаметр колес может доходить до 29 дюймов. Различные модели футбайков используются для городского катания, даунхилла или кросс-кантри. Любители отмечают их высокую скорость, хорошую проходимость и ремонтопригодность. Многие велосипедные запчасти совместимы с футбайками.
Трайк (тридер)
Это разновидность 3-колесного самоката. Его отличительной особенностью являются 2 укороченные деки для каждой ноги. Реже встречаются варианты с поперечным расположением планки, опирающейся на 2 рамы. Трайки относят к инерционным средствам передвижения. На них можно катиться, не касаясь земли. В стандартной комплектации они оборудованы 2 ножными тормозами. Для более удобного управления они могут дублироваться ручными.
Электросамокат
Современные модели стали значительно легче и быстроходнее своих предшественников. В среднем они развивают скорость 25–35 км/ч, а запас их хода может доходить до 40 км. Однако есть модели, разгоняющиеся до 90 км/ч и проезжающие до 150 км без подзарядки. На гибридных версиях помимо литиево-ионных аккумуляторов установлен ДВС, работающий на бензине. Электросамокаты оптимальны для передвижения по городу на большие расстояния. Они позволяют избегать пробок и подъезжать прямо к двери.
Модели просты в управлении. Скорость регулируется интенсивностью нажатия на курок. Для более безопасной остановки задний ножной тормоз дублируется передним ручным. Батареи находятся во влагонепроницаемом корпусе, поэтому самокатом можно пользоваться в любую погоду.
Наличие автоматической тормозной системы E-ABS повышает безопасность на мокром или скользком покрытии. Некоторые модели оборудованы сиденьями для большего комфорта пользователя.
Сигвей
Это средство передвижения также можно отнести к разновидностям электросамоката. В отличие от классических моделей у сигвея дека между колесами расположена не продольно, а поперечно. В центре ее находится рулевая стойка. Внутри устройства размещены микропроцессоры, получающие сигналы от чувствительных жидких и гироскопических датчиков. Пользователь стоит на планке обеими ногами и управляет сигвеем, меняя положение тела. Движение вперед, назад и в сторону производится наклонами корпуса в соответствующем направлении.
На что обратить внимание при выборе?
Новичкам следует в первую очередь определиться со стилем и местом катания. Самокат для езды по городу не подойдет для трюков или застрянет на бездорожье, а на громоздком дерте будет неудобно добираться в офис.
Кроме того, необходимо обратить внимание на допустимую нагрузку. Большинство детских самокатов рассчитаны на вес до 50 кг, а подростково-взрослых — на 100 кг. Модели повышенной прочности способны выдержать 120 или даже 150 кг.
Скорость и маневренность самоката зависит от типа колес и класса точности подшипников. Обычно на городских и трюковых моделях стоят жесткие полиуретановые колеса. Они позволяют развивать высокую скорость, устойчивы к истиранию, не боятся проколов, но плохо амортизируют. Если вы предпочитаете плавную езду без особого разгона, выбирайте самокаты с надувными или резиновыми колесами, обеспечивающими хорошее сцепление с покрытием.
kak-vybrat-tryukoviy-samokat kak-vybrat-tryukoviy-samokatПодшипники для скоростного катания должны иметь класс точности ABEC 7-9. Для прогулок достаточно ABEC 3 или 5. Учтите, что степень износа подшипника обратно пропорциональна его качеству. Высокая точность обработки металла и наличие резиновых пыльников-уплотнителей, эффективно защищающих от загрязнений, увеличивают срок службы детали. Такой подшипник меньше расшатывается и засоряется.
Обращайте внимание на регулировку руля. В моделях с точной системой он выдвигается на нужную длину и зажимается хомутом. Диапазон регулировок не ограничен, но на недорогих моделях механизм требуется периодически проверять и подтягивать.
Если вы собираетесь кататься на большой скорости, выбирайте самокат, оборудованный не только ножным, но и ручным тормозом. Работать обоими немного сложнее, чем одним, зато они действуют более эффективно.
Покупая самокат для маленького ребенка, ищите модели на вырост. Их можно эксплуатировать до 6 лет и далее, пока позволяет вес ребенка. Убедитесь, что выбранный самокат не слишком велик и тяжел. Иначе ребенок не сможет справиться с ним и потеряет интерес к катанию. Для маленьких детей лучше взять более устойчивые самокаты на 3 колесах. К 6 годам ребенок обычно уже хорошо держит равновесие и может кататься на 2-колесных моделях.
Полезные советы от Rollbay.ru
Выбирайте самокаты известных брендов. Серьезные производители дорожат своей репутацией и используют качественные комплектующие.
Не пытайтесь отрабатывать спортивные трюки на складных моделях. Их механизм не рассчитан на такие нагрузки и может подвести вас в самый опасный момент.
Для лучшего сцепления с покрытием выбирайте мягкие колеса (78А–82А). На ровной поверхности лучше использовать жесткие (вплоть до 97А). Они прослужат вам гораздо дольше.
Для малышей и дошкольников очень удобны модели с подсветкой колес. Дети с большим удовольствием катаются на таких самокатах, а родителям легче следить за ребенком.
Хотите узнать больше о типах самокатов и получить профессиональные рекомендации по их выбору? Задайте свои вопросы экспертам Rollbay.ru.