Как устроены роликовые коньки


Устройство роликовых коньков кажется очень простым, однако в них продумана каждая деталь. В удобных и комфортных коньках можно сконцентрироваться на движениях и оттачивании правильной техники. Инлайн-ролики имеют от 3 до 5 колес, расположенных последовательно. Ролики квады оснащены 4 колесами, расположенными попарно на двух осях.

Колеса

Состоят из ступицы и слоя полиуретана — покрышки. Конструкция колеса придает ему уникальную форму, определяет, как оно будет ехать, тормозить и поворачивать. Все колеса для роликовых коньков имеют толщину 24 мм, а цифры на них обозначают диаметр в мм и номер жесткости. Чтобы определить форму колеса, посмотрите на него в профиль. На агрессивных роликах используют маленькие колеса плоской формы для большего контроля. На роликах для спидскейта ставят высокие узкие колеса. Они меньше сопротивляются качению, и у них больше накат.

для агрессива

  • Диаметр 42–72 мм
  • Жесткость 88–92A
  • Плоская форма с закругленными краями
  • Прочная ступица

для слалома

  • Диаметр 72–80 мм
  • Жесткость 84–86A
  • Округлая форма для маневренности

для хоккея

  • Диаметр 64–80 мм
  • Жесткость 72–84A
  • Более широкая форма для лучшего сцепления

для фигурного катания

  • Диаметр 68–76 мм
  • Жесткость 84–86A
  • Округлая форма, как в слаломных

для фитнеса и любительского катания

  • Диаметр 76–90 мм
  • Жесткость 84–86A
  • Узкая форма для большей скорости или округлая для универсального использования

для скоростного катания

  • Диаметр 90–110 мм
  • Жесткость 78–88A в зависимости от покрытия и погодных условий
  • Узкая форма для максимальной скорости

для фрискейта и городского катания

  • Диаметр 80–125 мм
  • Жесткость 86–88A
  • Округлая форма для маневренности и хорошего сцепления

для слайдов

  • Диаметр 72–90 мм
  • Жесткость 89–92A
  • Округлая форма для легкого захода в слайд и контроля над коньками.

Колеса для роликов из полиуретана появились в 1979-м и быстро вытеснили с рынка все остальные. Все ведущие современные фирмы производят колеса из него. Эластичный материал устойчив к ударам и износостоек. Он слабо сопротивляется качению. Добавив к этим качествам возможность регулировать жесткость, производители получили оптимальный материал.

Чем тверже колеса, тем сильнее ощущаются все неровности дороги, но зато на них легче скользить. К тому же, они быстрее. Чем мягче, тем сильнее они сцепляются с асфальтом и скорее стираются. На истирание также влияет качество полиуретана. У разных производителей колеса разного качества и с разными свойствами.

Подшипники

Считается, чем выше точность шлифовки подшипника, тем быстрее едут ролики. Однако на скорость влияет не только этот показатель, но и смазка, пыльники и материалы, из которых их производят. Шарики в подшипниках бывают стальные и керамические. Керамика менее прочна и не переносит ударных нагрузок, зато увеличивает скорость качения. Точность шлифовки подшипника тоже слабо влияет на скорость: большинство роллеров физически не способны набрать ту скорость, при которой будет заметна сильная разница. Реально ощутят ее только спидскейтеры. Для них разница в сотую долю секунды может помочь завоевать победу.

Сепараторы на подшипниках бывают металлические и композитные. Как правило, композитные быстрее, легче и не подвержены коррозии. После попадания под дождь или в воду их можно будет почистить и смазать. Металлические могут заржаветь и заклинить. Такие после промывки и смазки все равно будут шуметь.

Пыльники бывают 3 типов:

  • несъемные металлические,
  • съемные металлические,
  • съемные обрезиненные.

В подшипники с металлическим пыльником сложнее попасть пыли, но они ржавеют от попадания влаги. Обрезиненные лучше защищены от коррозии.

В слаломе спортсмены используют подшипники с жидкой смазкой, которая не сопротивляется кручению подшипника. Под эти критерии подходят следующие подшипники: Flying Eagle Pro ABEC-9, Wicked Twincam ILQ-9 classic.

В слайдах при разгоне важна скорость, а при торможении важно, чтобы подшипники выдерживали нагрузку. Для этого подойдут: Wicked ABEC-9 из хромированной стали. Во фрискейте важна скорость и выносливость подшипников. Подшипники должны быстро крутиться и выдерживать прыжки. Для этой категории подходят Flying Eagle Pro ABEC-9, а также Wicked ABEC-7 и Seba Storm RCRS TwinCam.

Для катание по грязи, в песке и воде подойдут бюджетные Craft 608 ABEC-7 или внедорожные Wicked SUS RustProof. Они защищены от коррозии и смазаны гелем Twincam.

В спидскейтинге и спидслаломе очень важна скорость. Поэтому здесь лучше всего подойдут подшипники, которые хоть немного могут ее увеличить, например Zodor Speed Skating с керамическими шариками в стальной обойме.

В агрессивном катании важно, чтобы подшипники были прочными — выдерживали приземления с большой высоты. Скорость уходит на второй план. Тут отлично подойдут Craft, но предварительно их нужно будет раскатать, или Wicked ABEC-5, которые обработаны силиконовой смазкой. Они будут достаточно быстро ехать, и их не придется раскатывать.

Для катания в зале подойдут любые подшипники, но лучший вариант по соотношению цены и качества Flying Eagle ABEC-7. Они смазаны силиконовой смазкой, что позволяет им отлично крутиться, но они плохо подходят для пыльных улиц.

Рама

Изготавливается из алюминия или карбона. Рекомендуется выбирать ролики со съемной рамой, чтобы иметь возможность менять ее при повреждении или апгрейдить коньки. Слаломные рамы дают спортсменам возможность приобретать одинаковые колеса, а не искать похожие по характеристикам. Такие рамы меньше штатных и имеют дополнительные вырезы для облегчения конструкции. Их появление позволило спортсменам выполнять более сложные элементы и комбинации.

Слаломные рамы условно делятся на две группы:

  • с опциональным рокерингом;
  • с рокерингом за счет осей-эксцентриков.

В первой группе рам рокеринг идет за счет смещения осей. Крайние оси подняты на 2 мм. Рокеринг за счет осей-эксцентриков делает рамы на пару грамм тяжелее, но функциональней. Спортсмен выставляет рокеринг или флет поворотом оси.

Тормоз

Единого мнения о его необходимости в роллерской среде до сих пор нет. Одним штатный тормоз нужен для безопасной остановки, другим он мешает выполнять трюки. Он легко снимается, поэтому рекомендуется научиться кататься с ним, а потом решить, нужен он вам или нет.

Ботинок

Изготавливается из материалов, которые фиксируют ступню, поддерживают ее по бокам и обеспечивают вентиляцию. Может быть мягким или жестким. В последнем случае сапожок облегает пластиковая конструкция. Жесткие ботинки отлично подходят для фрискейта и длительных поездок по городу. Они хорошо поддерживают ногу и лучше передают усилие. В жестких ботинках легче маневрировать. Кроме того, лайнер в них съемный, поэтому при износе его легко заменить. Мягкие ботинки хороши для непродолжительного неспешного фитнеса, поскольку ногам в них комфортнее. На внутренниках не должно быть грубых неаккуратных швов. Толщина удобного сапожка составляет от 15 мм. Ботинок следует выбирать по длине стопы, ориентируясь на указания конкретного производителя роликов. В большинстве случаев размер коньков и обуви совпадает. Однако иногда встречаются модели, которые рекомендуется брать на размер больше.

Выбор правильного размера иногда вызывает трудности. Важно, чтобы коньки плотно прилегали к вашим ногам, не были слишком тугими или свободными. Кроме того, не забудьте сначала ознакомиться с размерной сеткой интересующего вас бренда: в ней указаны параметры длины и ширины стопы.

Шнуровка

Обеспечивает надежную фиксацию ботинка на ноге. Если вместо нее только ремни с липучками, не стоит брать такие коньки. Чем выше заканчивается шнуровка, тем надежнее фиксация ботинка, но ниже скорость надевания и снимания коньков.

Бакли

Пяточный ремень необходим для того, чтобы удерживать ногу роллера на месте при катании. Если этот элемент не справляется со своей задачей, вся нагрузка перейдет на переднюю часть ступни. Роллер испытывает дискомфорт и сталкивается с большими сложностями при выполнении трюков.

Верхняя бакля необходима для фиксации роликов на голени катающегося. В большинстве случаев она работает за счет защелки с системой натяжения.

Каф (куф, шелл, манжета)

Верхняя часть ролика, придающая ботинку жесткость. Она слабо развита на фитнес-роликах, зато очень важна для роликов класса агрессив и фрискейт/слалом.

Лайнер (внутренний сапог, валенок)

Может быть фиксированным и съемным. Съемный валенок — это не только забота о гигиене, но и возможность для тюнинга. Некоторые модели роликовых коньков имеют неудобный внутренний сапожок, но при этом остальная конструкция вполне удачная. Заменив лайнер, вы получаете удобные ролики. Обычно съемные внутренники присутствуют на роликах класса фрискейт/слалом или агрессив, реже на коньках для фитнеса.

Полезный совет! Хотя специализированные носки для катания на роликах не входят в конструкцию конька, не стоит пренебрегать ими. Они защищают ноги от мозолей и натертостей, особенно в первые дни катания, когда ноги еще не привыкли к новой нагрузке. В них есть специальные утолщения в тех местах, где происходит трение ноги о внутренник. В таких носках нет швов, либо они не ощущаются. Роллерские носки, так же как и обувь, шьются на правую и левую ногу, повторяя изгиб стопы. Изготавливаются только из синтетики, без добавления хлопка. Модели для роллеров изготовлены из влагоотводящего материала — запатентованной ткани CoolMax или ее аналогов. Они отводят влагу от кожи на поверхность, оставляя ноги сухими. Большое расстояние между волокнами обеспечивает вентиляцию и не дает ноге перегреваться. Такая ткань не растягивается и поэтому не сбивается в складки внутри ботинка в отличие от хлопковых носков.